Импрессионисты. Художники с Бульвара Капуцинок (Музей Мармоттан. Marmottan)

Сегодня любой музей мира рад не только обладать их картинами, но и просто выставлять их. Коллекционеры платят сумасшедшие деньги за них к радости аукционных домов.

Импрессионисты. Художники с Бульвара Капуцинок (Музей Мармоттан. Marmottan)

Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо — импрессионисты — самые популярные художники современного мира. Их полотна воспроизводятся столь же часто как Мона Лиза Леонардо. Художники Монмартра — изменившие искусство.

Середина XIX столетия, Франция. Художники заперлись в своих мастерских. Казалось время революционеров в искусстве прошло. Они исчезли вмести с романтизмом рожденным ими (или породившим их?). Густав Курбе, Эдуард Мане — одиночки, освистанные критикой и публикой к радости коллег академистов. Единицы встали на их защиту. И хотя многие из них мастерски владели, словом переубедить публику им было не под силу. Но уже в самих мастерских, под их темными сводами, в кругу копий античных статуй зрел бунт, заговор против официального искусства Салона. И вот, однажды, в мастерской Глейера встретились нескольких молодых людей. Они были бедны, упрямы и верили в свой талант. Так начинается история рождения импрессионизма.

Идеологом нового направления был Клод Моне. Он единственный всегда оставался, верен его идеям. Кстати, именно ему, точнее его картине появился сам термин «импрессионизм», происходящий от французского «impression» — впечатление. В 1874 среди работ отобранных художниками для своей первой большой выставки, устроенной в мастерской знаменитого фотографа Надара на бульваре Капуцинок, было «Впечатление. Восход солнца» Моне (ныне знаменитое полотно можно видеть в Музеи Мармоттан, в Париже, распахнувшему двери для посетителей в 1934 году). Спустя 10 дней в газете «Charivari» появилась полная насмешек статья за подписью Луи Леруа «Выставка импрессионистов». Но, термин этот молодым живописцем понравился и вскоре он стал официальным названием их группы.

Рисунок, бывший основой всех основ на протяжении столетий, начиная с эпохи Возрождения, был изгнан. Живопись — это цвет. Пятна красок, громоздящиеся друг на друге. Отныне даже тень имеет цвет. Только черной краске не было места на их холстах. Мир стал набором красок на палитре. Цвет и свет — главными персонажами их картин. Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.

Они ушли из мастерских рисовать жизнь. Современную жизнь. Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, мгновение.

Новый ритм жизни, ускоряющийся с каждым годом, стал ритмом их искусства. Они не убегали от современности подобно символистам. Они любили ее, жаждали открыть ее искусству. Индустриальных «монстров», оскорблявших глаз эстета они научились изображать прекрасными. Точнее не их самих. Игру света в воздухе вокруг них. Игру цвета их поверхностей. Многие ли сейчас могут искренне сказать, что вокзалы Моне не красивы? Сломав традиционную систему ориентиров мира прекрасного, научив и зрителей, и художников по-новому смотреть на мир и искусство импрессионисты открыли путь современному искусству.

Длинные волосы, бороды, широкополые шляпы, бархатные береты, широкие блузы и нарочито незавязанный галстук — таков образ художника, представителя богемы уже для многих поколей. Не рождением, но модой на него мы также обязаны импрессионистам. Художники стали особой кастой. Все манеры, внешность, образ жизни должен был говорить об их особом положении, их таланте, индивидуальности. И не приведи Господь кому-нибудь спутать их с честными буржуа.

Когда-то стили, направления в живописи существовали десятилетиями, порой и столетиями. Теперь каждое поколение искало свою манеру говорить о мире, но, прежде всего о себе, об индивидуальности своего таланта. Началась эра революций в искусстве.

Со временем манера работы импрессионстов полюбилась публике, художественной критике, появились многочисленные поклонники их искусства — покупатели, коллекционеры. Многие из них смогли насладиться славой и материальным благополучием, сопровождающем ее при жизни.

Где сегодня можно встретить картины импрессионистов? Почти во всех крупных художественных музеях мира. В Париже, давшему жизнь их искусству, следует посетить Музей Орсэ и менее известный Музей Мармоттан, но именно здесь хранится одно из лучших, если не лучшее, собрание работ Клода Моне. Если не Франция, то Америка. В музеях США, например в Метрополитен музее в Нью-Йорке, находятся лучшие за пределами Франции коллекции их произведений. В России познакомится с картинами импрессионистов можно в Эрмитаже в Петербурге и в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков (новое здание Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) в Москве.

Похожии новости: